Точка зрения любования китайским садом
Глава из книги китайского автора Лоу Цинси
«Классические сады и парки Китая», (Пекин, 2003 г.).
Вид на гору Сишань издали (из парка Цзичанъюань)
Любование динамическое и статическое
Есть два способа любования китайскими парками: динамический и статический. Для любования маленьким парком больше пригоден статический способ, а любоваться крупным парком лучше всего по ходу движения, поскольку в нем, как правило, проложен длинный экскурсионный маршрут.
Под статическим любованием подразумевается любование статической красотой парков при остановке в том или другом месте. Местами для статического любования служат залы и павильоны, открытые залы и павильоны на воде, терема, беседки и вышки. Перед ними широкое поле зрения, взору открываются самые красивые виды парка. Во время прогулок можно сидеть, останавливаться, считать рыбок в водоеме, подождать в беседке, когда дует ветер и восходит луна, когда тень цветов движется по стене, с окна открываются горные вершины, перед глазами открывается картина, заслуживающая увлечения и любования.
Китайские парки обычно характеризуются различием между главным и второстепенным и моментально меняющимися пейзажами. Поэтому мастера старались спроектировать самый оптимальный маршрут, который способен гармонизировать поочередно расположенные точки и постройки для отдыха, приема гостей, передвижения и покоя. При этом меняются облики даже сравнительно статических пейзажей в результате различных точек зрения любования. Причудливые пейзажи в парках медленно открываются как картина.
Смотреть вверх — небо, вниз — земля
Пространство в парках старались выверить так, чтобы в нем были многовекторные изменения. Искусственная горка, подведенная вода, а также постройки и растительность преследовали цель создания высокой горы и низкой воды с изменениями на разной высоте с тем, чтобы наслаждаться красотой, как смотря вверх, так и вниз. Прогуливаясь в парках по поднимающимся горкам и постройкам на разной высоте, можно смотреть как вверх на далекие небо и землю, так и вниз на многочисленные виды, точки зрения меняются, красивые виды безграничны, это замечательно и увлекательно.
В парке Ихэюань храм Фосянгэ на переднем склоне горы Ваныиоушань расположен на командной высоте парка, он высится в середине склона горы, если смотреть наверх, храм представляется величественным; поднимаешься к храму и смотришь вниз на открытую гладь озера, подергивающейся рябью. На горной даче Цзисяо шаньчжуан в Янчжоу также есть возможность посмотреть и вверх, и вниз, весь парк соединен двухэтажной галереей и горной дорожкой на искусственной горке. В результате образовался многоуровневый маршрут для любования, водный и горный пейзаж, а также терема, павильоны, галереи и горные дорожки создали изысканный интересный контраст.
Полностью мобилизовать органы чувства для любования
Посещая китайские классические парки, видишь не только красочные пейзажи, но и слышишь, как течет речка, как нежно и звонко поют иволги, верещат птицы и насекомые, весной пахнет ароматом персика и сливы, летом обдает освежающим ароматом, осенью пахнет густой корицей китайской, зимой благоухает невидимые цветы. Все это весьма хорошее наслаждение
Разные пейзажи в четыре времени года
При любовании садовыми ландшафтами следует обратить внимание на перемены в них в зависимости от оттенков неба, времени года и погоды. В парке Лююань в Сучжоу расположена беседка Цзяцин сиюй куайсюетин, где пейзаж меняется вместе с погодой — разная погода создает разные впечатления от пейзажа, отражая оптимистическое отношение человека к жизни. Пейзажи меняются в течение дня — утром виды на зарю, вечером — на закат. В парке Ваншиюань в Сучжоу расположена беседка Юедао фэнлайтин, где в чистой воде водоема отражается пейзаж парка, который меняется в зависимости от времени суток. Когда луна восходит, свет луны, красная стена и вековой кипарис на территории храма Цаосисы в провинции Юньнань находятся в полной гармонии.
Мерцание огоньков и вода в водоеме отсвечиваются друг в друге и создают неописуемую красоту. Виды в разное время по разному красивы, об этом писал еще Го Си в династию Сун в трактате «Линьцюань гаочжи»: «Весной гора светлая, будто улыбается, летом гора изумрудно-зеленая, осенью гора чистая, словно украшена, зимой гора бледная, словно спит». Меняющаяся в разные времена года красота в садово-парковом искусстве сознательно выделяется и усиливается мастерами пейзажа.
|